Авторские права на шрифты в США

Время чтения: 15 хвилин

Обновление: Два года назад мы впервые выпустили этот материал, где описали понятие шрифтов и гарнитур, основание для лицензирования шрифтов в США и основные принципы их защиты. Но вот прошло не так много времени и в вопросе защиты шрифтов в США наметился некоторый сдвиг. Подробности в последнем разделе статьи по ссылке >>

Если Вы дизайнер или предприниматель, пользующийся услугами дизайнеров, или покупающий оригинальные шрифты в коммерческих целях – обратите внимание на этот материал.

Сегодня мы разберем такое понятие, как авторские права на шрифты в США, разницу между понятиями “fonts” и “typefaces”, а также остановимся на нормах законодательства для защиты от претензий создателей шрифтов.

В первую очередь раскроем понятие авторского права – это инструмент права, защищающий внешнюю форму объекта, который обязательно должен иметь материальную форму выражение. Фотография, рисунок, поэма, и даже шрифт — это всё объекты авторского права и имеют автоматическую защиту, конечно же, если они выражены где-либо (например, на бумаге), а не просто является идеей.

Что же до шрифтов, то почти в любой стране шрифт является творческим решением и подлежит защите. К примеру, в Украине, согласно Закону “Об авторском праве и смежных правах”, любое произведение, которое обладает оригинальностью и материально выражено имеет право на охрану.

В США отказано в охране шрифтам, но есть нюансы

Исключением является Соединенные Штаты Америки (США): законодательство этой страны не предоставляет защиту внешнему выражению букв и цифр.

Но зачем тогда покупать коммерческие шрифты, работая с дизайном на рынке США? Нюансы кроются в деталях, а именно в различии между терминами: “font” и “typeface”.

  • “Typeface” (гарнитура или семейство шрифтов) – вид шрифта, который представляют собой способ отображение набора букв или цифр. Например, “Times New Roman” или “Arial”.
  • “Font” в свою очередь – это код, который открывается с помощью программы и создает “typeface”, придавая тексту форму, например, на компьютере, сайте или на листе бумаги. Обычно, это электронный файл форматов “Opentype, freetype, Truetype”.

В своей работе учитывайте тот факт, что украинский автор шрифта не в праве запрещать использование своего шрифта в США, как форму начертания символов (typeface). Защищается только сам файл (font).

Согласно законодательству и судебной практике США, первая позиция “typeface” не может быть защищена авторским правом.

В 1978 году, при рассмотрении дела “Eltra Corp. v. Ringer”, Апелляционным судом США было принято следующее решение (которое стало прецедентом) – шрифты не имеют права на защиту по закону США об авторском праве.

Законодательство США, определяющее авторские права на шрифты

На основе дела “Eltra Corp. v. Ringer”, в “Свод федеральных нормативных актов” были приняты соответствующие поправки:

“Шрифты, надписи, каллиграфия и типографские орнаменты не подлежат регистрации. Эти элементы представляют собой простые варианты букв или слов, которые, в свою очередь, являются формами выражения.”

Также Бюро авторского права США в отдельном документе указало, что может зарегистрировать компьютерную программу, создающую или использующую определенные дизайны шрифтов, но регистрация охватывает только исходный код (font), который генерирует эти дизайны, а не сам шрифт (typeface).

Мнение Комитета Конгресса прямо гласит, что авторское право не распространяется на шрифты – “The Committee has considered, but chosen to defer, the possibility of protecting the design of typefaces.” H. R. Rep. No. 94-1476, 94th Congress, 2d Session at 55 (1976), reprinted in 1978 U.S. Cong. and Admin. News 5659, 5668.

Также в 1992 году, было указало, что программное обеспечение (font), которое создает шрифты, является пригодным для регистрации в качестве авторского права. (“Registrability of Computer Programs that Generate Typefaces”, 57 Fed. Reg. 6201 (Feb. 21, 1992), reproduced in U.S. Copyright Office announcement ML-443).

В соответствии с законодательством США, шрифты могут быть защищены в случае, если они признаются компьютерным программным обеспечением или программой. Т.е. закон об авторском праве в США защищает только программное обеспечение шрифтов, а не художественный дизайн шрифтов, текстовые изображения или логотипы.

Таким образом, авторские права распространяются на файлы формата Opentype, Freetype, Truetype, то есть, как указано в законодательстве – исходный код или файл шрифта, который используется программой.

Соответственно, авторское право никоим образом не распространяется на производные файлы в форме растрового или векторного изображения (*.ai, *.png, *.jpg, *.jpeg и прочие), которые предоставляются, например, дизайнером, использующим файлы шрифтов для создания изображений.

Покупка шрифтов и лицензирование

Условия, с которыми вы соглашаетесь при покупке платного шрифта или загрузке бесплатного, изложены в Лицензионном соглашении с конечным пользователем (или сокращенно EULA). В этом соглашении указаны все типы предлагаемых лицензий, а также все правила и ограничения, которые вы обязаны соблюдать.

Очень важно прочитать это лицензионное соглашение. Как правило, все нюансы сокрыты именно там.

Например, может быть определено, какое количество картинок можно создать в коммерческих целях с использованием данного шрифта. Лицензия, вообще, может ограничивать использование программы в коммерческих целях.

Обратите внимание: стоит опасаться именно факта передачи исходного кода шрифта (файла шрифта). Ведь если Вы передадите своим заказчикам файл программы или выложите его в открытый доступ, тем самым Вы нарушите лицензионное соглашение и в первую очередь законодательство об авторском праве.

В то же время, заказчикам не стоит опасаться нарушения лицензий, ведь они покупают уже результирующий материал – картинку, изображенную с помощью оригинального шрифта. Это изображение Вы можете использовать для публикации постов или пускать в тираж печать на футболках.

Некоторые типы коммерческих лицензий на шрифты

– Desktop. Это самый распространенный вариант, эта лицензия покрывает большинство коммерческих шрифтов. Лицензия для настольных ПК позволяет вам создавать графические дизайны (логотипы, печатные материалы, знаки и т.д.) для себя и своих клиентов. Конечные продукты могут продаваться с целью получения прибыли.

Эта лицензия, как правило, ограничена количеством «пользователей» и устройств, использующих шрифт. Фактически, он позволяет вам установить шрифт на свой компьютер и использовать его для целого ряда офлайн-целей.

Помните, что количество пользователей, которым разрешено устанавливать шрифт по выданной лицензии, не должно быть превышено. Одна вещь, которая является строго незаконной – это передавать вашим клиентам шрифты с Desktop-лицензией.

– Web font. Лицензия на веб-шрифты позволяет вам встраивать файлы шрифтов в код CSS вашего веб-сайта. Задача веб-шрифтов – правильное отображение текста на экране конечного пользователя.

При использовании лицензии на веб-шрифты, вас могут попросить встроить код на сайт, чтобы отслеживать ваш трафик и следить за тем, чтобы вы не нарушали условия лицензии. Веб-шрифты могут быть ограничены ежемесячными «просмотрами страниц», а иногда могут быть “привязаны” к определенному домену.

– App. Если вам нужно встроить шрифт в код приложения, для этого вам понадобится отдельная App-лицензия на шрифт приложения. Чаще всего они предоставляются отдельно для каждого приложения, а стоимость может быть прямо пропорциональная количеству пользователей вашего софта.

CSS код вебсайта, где определяются используемые веб-шрифты и внешний вид их отображения.

– ePub. То же самое касается ePub-лицензий. Например, цифровых книг и цифровых журналов. Будьте внимательны, вам может потребоваться повторно лицензировать шрифт, если вы обновляете и выпускаете новую версию электронной книги, или вам может потребоваться приобрести новую лицензию для каждого выпуска журнала, который вы выпускаете.

– Server. Если вы занимаетесь онлайн-бизнесом, который продает настраиваемые продукты (с использованием шрифтов: печать на футболках, сумках и т.п.), вам можете подойти такой тип лицензии. Стоимость может привязываться к количеству процессоров на сервере или быть ограниченной по времени.

– Digital Ads. Распространенный вид лицензии для индустрии дизайна. Используется, к примеру, для создания HTML-баннеров или других динамических объявлений, встроенных в цифровую форму.

С этим типом лицензии чаще всего бывают ошибки и недопонимание её сути. Многие считают, что им нужна лицензия на шрифт для цифровой рекламы при использовании статических (растровых) изображений. На самом деле это не так. В этом случае вам понадобится только Desktop-лицензия, которая существенно дешевле.

Можно ли использовать “бесплатные” шрифты?

Да, но не всегда.

Хотя многие бесплатные шрифты допускают неограниченное использование (включая использование в коммерческих проектах и ​​в качестве шрифтов для логотипов), “бесплатные” шрифты иногда могут быть коммерческими шрифтами, которые копируются незаконно.

Будьте осторожны и убедитесь, что шрифты, которые вы используете, взяты из надежного источника.

Часто дизайнеры предпочитают использовать каталоги шрифтов, предоставляемые SIL, Apache, Google Fonts и т. Д. Все включенные туда шрифты поставляются с лицензией Open Font License (или сокращенно OFL) – лицензией бесплатного программного обеспечения, которая позволяет использовать, изменять и свободно распространять.

OFL лицензия настолько либеральна, что вы можете даже создать новый шрифт из уже существующего и даже переименовать его, но только при условии, что полученный шрифт также будет распространяться по правилам Open Font License.

Сколько может “стоить” неправомерное использование шрифта

Для лучшего понимания того, к чему может привести использование чужого шрифта или невнимательное чтение лицензионного соглашения, приведу несколько примеров известных кейсов.

Font Diner vs Haribo, иск на $150 000
У Haribo были права на использование шрифта ТОЛЬКО для настольных компьютеров, но он был использован для печати упаковок конфет Haribo Trick or Treat Mix. Вот насколько важно внимательно читать лицензионное соглашение. Решение суда не разглашается, но судя по всему Haribo пришлось дополнительно раскошелиться.

Font Bureau vs NBCUniversal, P22 Type Foundry vs NBCUniversal, и Brand Design Co. vs NBCUniversal. Три иска на $2 000 000, $1 500 000 и $3 500 000

Первый судебный процесс произошел в 2009 году. Компания Font Bureau подала в суд на NBCUniversal на 2 миллиона долларов, утверждая, что их шрифты использовались вне рамок лицензионных соглашений о шрифтах.

Далее, в 2011 году P22 Type Foundry подала в суд на Universal Studios, дочернюю компанию NBCUniversal, на 1,5 миллиона долларов за шрифт, используемый для упаковки товаров Гарри Поттера, когда приобретенная лицензия поддерживала только цифровое использование.

Ну и напоследок компания Brand Design подала в суд на NBCUniversal в 2012 году, когда шрифт Chalet, предположительно, появился на различных сайтах NBC. Хотя Oxygen Media, дочерняя компания NBCUniversal, приобрела лицензию для Chalet, истец утверждал, что это соглашение не разрешает использование шрифта в цифровом контенте других брендов NBCUniversal.

Moshik Nadav vs певицы Cher, иск на $5 000 000

Бруклинский дизайнер Мошик Надав утверждал, что обложка альбома Шер «Closer to the Truth» 2013 года была подделкой его гарнитуры Paris Pro. Дело было отклонено.

Berthold vs Volvo, иск на $1 500 000

В мае 2017 Berthold LLC, Berthold Types Ltd. и Berthold Direct Corp. подали жалобу в окружной суд Северного округа штата Иллинойс на ответчиков (шведского производителя автомобилей Volvo AB), утверждая, что они использовали шрифт и программное обеспечение истца без разрешения. Речь шла о корпоративном шрифте Volvo Sans 2012 OT Pro Font Software.

Обложка альбома Шер, из-за шрифта на которой, разгорелся скандал на $5 000 000

Обновление 2021: подвижки в вопросе лицензирования шрифтов в США

После нескольких лет регистрации оцифрованных шрифтов Бюро регистрации авторских прав (Copyright Office), похоже, изменило курс, приняв позицию, согласно которой программное обеспечение шрифтов – не подлежит защите авторских прав.

Последствия этого действия могут быть просто огромными для дизайнеров шрифтов, которые в совокупности зарабатывают сотни миллионов долларов ежегодных сборов за лицензии, основанные на предположении, что закон об авторском праве США защищает шрифты. От подобного решения выиграют бренды, рекламные агентства, медиа-компании, издатели и другие компании, которым исторически приходилось платить большие деньги за коммерческое использование шрифтов.

А теперь по сути, чтобы понимать откуда растут ноги у подобных выводов.

Оказалось, что с марта 2018 года Бюро регистрации авторских прав отклоняет заявки на регистрацию программного обеспечения шрифтов. В письмах указываются два основания для отказа.

Во-первых, эксперт по авторскому праву обнаружил, что материал, представленный в Бюро регистрации авторских прав в этих случаях (в данном случае «XML» файл – это «язык разметки», а не программа, которая предоставляет инструкции компьютеру).

Вторая причина: эксперт обнаружил, что “принцип работы построен на назначении определенным координатам определенной формы букв с использованием сторонней программы для визуализации гарнитуры или шрифта” и, следовательно, не подлежит защите.

Современные шрифты обычно создаются с помощью стандартных редакторов шрифтов; они не программируются вручную с помощью компьютерного исходного кода. Соответственно Бюро регистрации авторских прав не желает, по крайней мере, на данный момент, рассматривать эти современные шрифты как регистрируемые компьютерные программы.

Чем закончится эта история пока не понятно. Возможно США перейдет от защиты шрифтов как программного обеспечения, к защите самих шрифтов (художественного дизайна) авторским правом, как это работает в ряде европейских стран. К примеру, Германия в 1981 году признала, что дизайн шрифтов может охраняться авторским правом как оригинальные произведения. Великобритания также разрешает охранять дизайн шрифтов авторским правом (с 1989 г.).

Подписывайтесь на обновления нашего блога – будем вместе следить за развитием ситуации.

полезные материалы в нашем блоге

Wish – новая e-commerce площадка. Для кого потенциально интересная и как с ней работать?

Wish – новая платформа, продающая 1,7 миллиона товаров в день. Разнообразные функции рекламы, постоянная поддержка продавцов и реальная возможность продавать на весь мир – все это ждет продавцов Wish уже сейчас.

читать далее
Предварительный поиск по ТМ: Не лишняя ли трата денег?

Зачем, в принципе, производить такой предварительный поиск по ТМ? Во-первых, важно отметить, что владельцы торговых марок обладают полной монополией на уже зарегистрированную ТМ. А значит, похожие марки могут получить отказ в регистрации.

читать далее
Альтернативные способы защиты нарушенных прав на торговые марки в сети Интернет: UDRP, UA-DRP и другие.

Разбираем Единую политику рассмотрения споров по доменным именам (UDRP) и другие альтернативные процедуры разрешения доменных споров. А также примеры недобросовестного использования чужого зарегистрированного обозначения в качестве домена.

читать далее