Фан-арт и защита авторского права на мировых маркетплейсах

Фан-арт в системе защиты авторского права

Время чтения: 15 минут

Вопрос правомерности использования чужой интеллектуальной собственности – как тонкое лезвие ножа, на котором приходится балансировать всем участникам рынка e-commerce. Мы решили разобраться в этой сложной теме и провести анализ того, как регулируются правоотношения между создателями популярных продуктов и авторами произведений современного искусства – фан-арта – на платформах электронной коммерции.

Что такое фан-арт?

Фан-арт — создание производных произведений или дизайнов на основе оригинального общеизвестного продукта. Одним из популярных направлений — создание фан-арта к видеоиграм. В них может быть использован сюжет оригинальной игры или персонажа, причем не исключается авторская доработка внешности героев или места действия.

Едва ли не самым популярным объектом для создания фан-арта является вселенная Гарри Поттера – главного героя одноименного романа британской писательницы Джоан Роулинг. Почитатели литературного произведения и основанной на нем серии кинофильмов воспроизводят в своем творчестве персонажей, знаковые места и события Поттерианы.

Взгляните на некоторые примеры таких произведений:

Важно учитывать тот факт, что автор оригинальной работы оставляет за собой все права на нее, включая право разрешения или запрета использования производных произведений. Поэтому распространение фан-арта в Сети должно четко регулироваться действующим законодательством и электронными платформами, если они используются для продажи таких работ.

О том, как именно это реализовано на практике, поговорим дальше.

Фан-арт для автора оригинального произведения – панацея или абсолютное зло?

Когда речь идет о создании производных произведений, у научных работников обычно возникает три вопроса:

  1. Возможно ли распределение прав интеллектуальной собственности между автором оригинального произведения и использующими его фанатами?
  2. Как влияет явление фан-арта на создателей оригинальных работ в экономическом и репутационном плане?
  3. Как современное законодательство способно регулировать вопросы производного творчества?

Относительно распределения прав интеллектуальной собственности точно можно сказать одно: любая переработка и использование произведения искусства без разрешения владельца является нарушением его прав. И не все так однозначно. Если творчество поклонников не мешает автору извлекать прибыль от своей деятельности, производные произведения, в том числе и фан-арт, могут быть очень полезны. Они способствуют популярности книги или фильма, ведь привлекают внимание аудитории к их героям и сюжету.

Большинство авторов понимают все выгоды фанатских произведений и не преследуют, а наоборот – поощряют своих поклонников. Некоторые создатели даже воспринимают количество производных произведений как показатель своей успеваемости. Интересуются этой сферой и законодатели и ученые – они поднимают вопрос о включении фан-арта в перечень практик добросовестного использования.

Однако не все правообладатели придерживаются такой точки зрения. В мировой истории известны случаи, когда авторы уникального продукта категорически запрещали поклонникам создавать производные произведения. Рассмотрим один из таких случаев более подробно.

Кейс блокировки листинга по продаже фан-арта на известном маркетплейсе США

Ecommerce-предприниматель использовал дизайн культовой обуви всемирно известного бренда для создания раритетного осветительного прибора. Продукт пользовался популярностью, его продажи на платформе долгое время были достаточно успешными. Множество положительных отзывов от покупателей, стремительно растущий рейтинг аккаунта, первые позиции в поисковой выдаче – все это несколько лет сопровождало упорного предпринимателя, пока факт неправомерного использования чужой интеллектуальной собственности не стал известным представителям правообладателя.

Однажды в маркетплейс обратились представители бренда, о котором идет речь, с жалобой на нарушение его прав. В результате листинг и аккаунт продавца были заблокированы.

Конечно, ecommerce-предприниматель пытался решить этот вопрос. Он попытался обратиться к представителям компании, но потерпел неудачу – оказалось, что всемирно известный бренд не отвечает ни на какие запросы о предоставлении прав интеллектуальной собственности и даже не рассматривает их. После получения такой информации продавец решил действовать другим способом и попытался найти прямые контакты компании. Но на официальном сайте контактных данных ни самого правообладателя, ни его представителей не было.

Все, что смог получить предприниматель – это ответ от юридической компании, что удовлетворить запрос нет возможности.

Из этого кейса сделаем несколько выводов. Во-первых, фан-арт может нарушать не только авторское право, но и патент на дизайн, или промышленный образец. Факт соответствующего нарушения может быть доказан или опровергнут, если вопрос решается в судебном порядке. Ведь для удовлетворения такого иска должны выполняться определенные условия, такие как официальная регистрация права на дизайн, «полезность» продукта и т.д. Но в рассматриваемом случае проблема решалась на маркетплейсе, который был не уполномочен разбираться в деталях, поэтому листинг и аккаунт продавца остались заблокированными.

Во-вторых, не все авторы и правообладатели понимают преимущества фанатского творчества для своего бизнеса – встречаются и те, кто откровенно препятствует деятельности своих поклонников.

В-третьих, у ecommerce-платформ не хватает возможностей для качественного регулирования правоотношений в области интеллектуальной собственности. Это приводит к следующим негативным последствиям:

  • долговременное нарушение авторского права – как показывает пример, который мы рассматривали, неправомерные действия могут занять несколько лет;
  • непонимание фанатами возможных рисков, что несет их деятельность;
  • финансовые и репутационные потери ecommerce-предпринимателей, а иногда и правообладателей.

Предлагаем подробно остановиться именно на последнем утверждении и рассмотреть, как реализован механизм регулирования права интеллектуальной собственности на известных маркетплейсах.

Защита права интеллектуальной собственности на гигантах мирового сектора ecommerce

Для своего исследования мы выбрали пять платформ электронной коммерции, популярные у потребителей. Некоторые из них специализируются на продаже фан-арта, на других продаются обычные товары, но независимо от их назначения инфраструктура должна иметь необходимые механизмы регулирования вопросов АП.

Ebay

Ebay – американский реселлер, который предлагает потребителям разнообразную продукцию: электронику, одежду, обувь, спортивные и детские товары, косметику и многое другое. Как видите, эта платформа не специализируется на фан-арте, но уделяет много внимания вопросу защиты права интеллектуальной собственности. Продавцы имеют возможность описать собственные политики интеллектуальной собственности: условия лицензионных соглашений, доступное портфолио ИС, контакты ответственных лиц и тому подобное.

В сотрудничестве с правообладателями Ebay постоянно работает над усовершенствованием программы VeRO, действующей на платформе. Аббревиатура расшифровывается как Verified Rights Owner — «Программа проверенных правообладателей». Эта программа заключается в том, что авторы и их законные представители имеют возможность сообщать о листингах, которые нарушают их права ИС. Сделать это они могут в произвольном формате. Содержание таких заявлений на маркетплейсе не регламентируется, поэтому в политике интеллектуальной собственности информация может быть заполненной или отсутствовать на усмотрение правообладателя.

В настоящее время программа насчитывает 28 000+ участников, среди которых известные разработчики программного обеспечения, авторы видеоигр, производители предметов роскоши и даже рок-звезды. Полный список находится в открытом доступе.

Etsy

Etsy – это ecommerce-платформа, которая специализируется на продаже товаров ручной работы. Такая продукция может быть защищена сразу несколькими видами ИС – например, авторским правом и патентом на дизайн. Однако маркетплейс предлагает достаточно скромный функционал для регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности. Он ограничивается платформой для подачи жалоб на нарушение прав мастеров. Но и здесь есть особое условие – авторы оригинальных продуктов должны добавить онлайн собственную зарегистрированную торговую марку. 

Amazon

Amazon – универсальный маркетплейс, на котором можно найти все: от продуктов питания до автозапчастей. Среди других товаров на платформе также предметы фанатского творчества. Нужно отдать должное Amazon, он уделяет достаточно внимания вопросу права собственности на оригинальные произведения – на нем действует программа Merch Collab. Это достаточно новая программа лицензирования, в рамках которой бренды сотрудничают с лучшими дизайнерами и производителями по созданию крупнейшего в мире ассортимента брендовых товаров для фанатов.

Главная черта Merch Collab – простота процедуры лицензирование. Она заключается в том, что после заключения соглашения бренды одобряют и продвигают товары, а маркетплейс отслеживает продажи и выплачивает роялти. Предметом такого соглашения является использование дизайна и это еще раз подтверждает тот факт, что фан-арт касается не только авторского права, но и патентования.

Обратите внимание: В Merch Collab Amazon является стороной лицензионного соглашения, поэтому использование лицензированного продукта на других маркетплейсах не предусмотрено.

Redbubble и Teepublic

Redbubble – онлайн-площадка, которая предлагает своим пользователям печать любых изображений на разных предметах. Здесь можно сделать футболку, чехол для телефона, чашку, подушку и многое другое действительно уникальным. Платформа Teepublic принадлежит Redbubble и специализируется на продаже кастомизированных предметов гардероба.

На обеих площадках действует программа Fan Art Program, цель которой – позволить художникам-фанатам официально создавать дизайны для своих любимых брендов. Программа способствует общению поклонников с владельцами брендов, получению лицензии и законному изготовлению фан-арта.

Для участия в программе предпринимателю необходимо выполнить несколько шагов:

  • ознакомиться с перечнем партнеров платформы;
  • проверить главные принципы бренда, с которым он планирует сотрудничать;
  • скачать готовый дизайн с добавленным соответствующим тегом на платформу и ожидать, пока заявление будет рассмотрено;
  • в случае положительного ответа – получать прибыль от законных продаж!

Особенностью программы является то, что создатели фан-арта не могут загрузить свои предложения одновременно для всех потенциальных партнеров – такая возможность есть только у крупных компаний.

Как видите, на трех из пяти рассмотренных платформ можно заключать лицензионные соглашения. Это имеет несомненные преимущества для всех участников рынка:

  • Правообладатели вовлекаются в формулировку требований и условий использования интеллектуальной собственности и могут строго контролировать этот процесс;
  • поклонники могут законно создавать и продавать объекты фан-арта на таких платформах;
  • ecommerce-площадки имеют меньше рисков получить судебный иск по поводу нарушения прав интеллектуальной собственности от владельцев брендов.

Онлайн-лицензирование должно стать золотым стандартом нашей цифровой эпохи и, к сожалению, пока не все участники рынка электронной торговли предоставляют такую ​​возможность. Значительно больше внимания регулированию вопроса правомерного использования интеллектуальной собственности создателей популярных продуктов уделяют профильные платформы, которые специализируются на фанатском творчестве.

В перспективе желательно позаботиться о расширении возможности использования лицензионных соглашений за пределами платформ и больше привлекать авторов фан-арт произведений к взаимодействию с правообладателями.

Подведем итоги нашего исследования с помощью обобщенной таблицы:

Составляющие инфраструктурыПлатформы электронной коммерции
eBayEtsyAmazon Merch on DemandRedbubbleTeepublic
Политика интеллектуальной собственностиДаДаДаДаДа
Привлечение правообладателяДаНетДаДаДа
Привлечение создателя фан-артаНетНетДаОграниченоОграничено
Список компаний, открытых к сотрудничествуДаНетДаДаДа
Коммуникация с правообладателемДаНетДаДаДа
Стандартные лицензионные соглашенияОграниченоНетДаОграниченоОграничено
Заключение лицензионных соглашений через платформуНетНетДаДаДа
Доступное портфолио интеллектуальной собственностиОграниченоНетНетНетНет
Перенос договоренностей на другие платформыНетНетНетОграниченоОграничено

Финальные мысли

Правомерность использования интеллектуальной собственности создателей популярных продуктов – очень актуальный вопрос в наше время господства электронной коммерции. В контексте ecommerce-бизнеса может быть сложно разобраться, больше пользы или вреда приносит фан-арт владельцам брендов. С одной стороны, производные произведения способствуют популяризации оригинальной книги, фильма, игры и тому подобное. С другой – правообладатели опасаются, что продажа таких произведений может нанести им финансовый и репутационный ущерб.  

Чтобы качественно регулировать этот вопрос, важно работать над развитием инфраструктуры платформ электронной коммерции, которые обеспечивают правомерное использование интеллектуальной собственности.

полезные материалы в нашем блоге
Стратегии управления правами интеллектуальной собственности

Для многих бизнесов интеллектуальная собственность (ИС) – важная часть их бизнес-процессов и репутации, а у некоторых компаний ее стоимость может даже превышать стоимость производственных мощностей или быть основным источником дохода. В этой статье мы рассмотрим как защитить столь ценный актив и извлечь из него максимальную прибыль. Что такое интеллектуальная собственность компании? WIPO – Всемирная организация […]

читать далее
Как зарегистрировать патент на изобретение в Китае

В Китайской Народной Республике (КНР) подвели «патентные» итоги 2023 года, согласно которым количество выданных охранных документов на изобретения в стране увеличилось на 15,4%. Таким образом, под конец 2023-го в Китае насчитывалось 4991 млн действующих охранных документов. Интерес к получению патента на изобретение в КНР сохраняется как у жителей страны, так и среди иностранных граждан. Одна […]

читать далее
Related на Amazon. Разблокировка связанных Seller Account

На Amazon насчитывается более 310 миллионов активных учетных записей. Это неудивительно, учитывая, какие широкие возможности платформа предоставляет для ритейлеров по всему миру. Кроме того, множество продавцов объединяют свои усилия для совместного продвижения товаров на платформе, и при этой кооперации создают внутри данных триггеры для связывания своих аккаунтов. Хоть сами по себе триггеры не несут опасности, […]

читать далее