Законопроект № 2634 приведёт к удорожанию цифровых услуг, а также рекламы в Facebook и Google 

Время чтения: 9 минут

В Верховной Раде появился законопроект №2634 о введении НДС 20% на электронные услуги таких компаний как Google, Facebook, Youtube.

Законодатель объясняет необходимость внедрения подобного закона тем, что понятие постоянного представительства, как единой взаимосвязи национальной налоговой системы и нерезидента, не учитывает специфику компаний цифровой экономики. Следовательно деятельность таких компаний на территории Украины осуществляется без надлежащего налогообложения.

Но в народе такая позиция была жестко раскритикована, так как люди считают, что это всего лишь обертка и на самом деле этот закон просто является очередным вымышленным способом выкачивания денег:

Также законодатель отмечает, что основной целью этого законопроекта является увеличение доходов государственного бюджета от налога на добавленную стоимость за счет привлечения к налогообложению нерезидентов, предоставляющих физическим лицам электронные услуги на таможенной территории Украины.

Но и здесь наружу выплеснулись волны возмущения и недовольства со стороны Facebook-сообщества:

Как метко отметил Антон Смирнов – эти изменения касаются 99% малого и среднего бизнеса, для которых такие гиганты, как Google и Facebook являются одними из основных инструментов привлечения клиентов. Поэтому изменения, которые уже кажутся неизбежными, скоро дадут о себе знать, ведь мы всегда почему-то смотрим на опыт принятия законов в Российской Федерации, несмотря на то, был он положительным или нет.

Кого коснутся изменения?

Подорожание на 20% (НДС) могут произойти с любыми услугами, которые потребитель получает через интернет от компаний-нерезидентов (международные корпорации вроде Youtube, Netflix, Google, Apple, AliExpress и т.д.).

Аналогичное подорожание ожидается и в сфере E-commerce. Речь идет о размещении рекламы на платформах Facebook и Google, YouTube и в мобильных приложениях.

Какие услуги упоминаются в законопроекте № 2634?

Законопроект не затрагивает услуги, заказанные через интернет, но результат которых доставляется не через сеть, к примеру, программное обеспечение. Также вне действия закона остались услуги по предоставлению доступа к сети.

А вот следующему набору услуг повезло меньше и с принятием закона они, скорее всего, подорожают:

  • Доставка фотографий, текстов, изображений, электронных книг и журналов;
  • Доставка аудио и видео контента, азартные игры и организация доступа к ним;
  • Предоставление доступа к информационным, коммерческим, образовательным и развлекательным электронным ресурсам;
  • Доступ к облачным технологиям;
  • Доступ к программному обеспечению (на основе лицензий) и обновлений к нему, а также дистанционное обслуживание ПО и электронного оборудования;
  • Ну и самый ожидаемый многими предпринимателями пункт: предоставление услуг по рекламе в интернет, в мобильных приложениях и на электронных ресурсах.

Как будет определяться место оказания услуг?

И этот момент авторы законопроекта № 2634 предусмотрели. Место оказания услуг будет определяться по местоположению физического лица, которому они оказаны:

  • По IP-адресу устройства;
  • По номеру телефона SIM карты, используемой для получения услуг;
  • По местоположению телекоммуникационного провайдера, через которого абонент подключен к сети интернет;
  • По местоположению банка, в котором открыт счет, с которого оплачивались услуги.

Принятие законопроекта № 2634 приведёт не только к удорожанию развлекательного контента в интернет, но и рекламы в Google и на Facebook.

Обновление от декабря 2020

Итак, на улице уже декабрь, а судьба законопроекта №2634 всё еще остается неясной. По состоянию на сегодня он всё еще находится в списке тех, которые требуют доработки в комитетах Верховной Рады (в частности комитета по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества).

Ожидается, что ко второму чтению законопроекта №2634 из Налогового Кодекса Украины исключат норму, описанную в п.141.4.6, называемую “налогом на иностранную рекламу”. Это позволит освободить юридические лица Украины от 20% налога, который они платят, заказывая рекламные услуги у нерезидентов (к примеру в Facebook или Google).

Эта норма была введена еще в 1997 году и уже давно морально устарела, т.к. ставит отечественных предпринимателей в заведомо невыгодное положение при выходе на иностранные рынки. Украинские компании вынуждены платить за рекламу в соцсетях на 20% больше, чем их зарубежные конкуренты, “зашивая” потом эти расходы в цену товара.

Законопроект № 4184

И еще одна интересная новость: в Раде зарегистрировали законопроект №4184, который можно назвать если не братом №2634, то по крайней мере близким родственником.

Полное название законопроекта №4184 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно отмены налогообложения доходов, полученных нерезидентами в виде выплаты за производство и/или распространение рекламы, и усовершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке нерезидентами электронных услуг физическим лицам”.

Оба документа нацелены на увеличение доходов Госбюджета Украины за счет налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, предоставляемых нерезидентами на таможенной территории Украины. При этом некоторые нормы законопроекта №4184 “контрастируют” с нормами, определяемыми в №2634. В частности когда речь идет о размере штрафов, списке нерезидентов, которые определяются как плательщики НДС, а также сроков, в которые должны подаваться заявления для регистрации плательщиков налога. 

Ниже в таблице мы привели сравнение нескольких положений в обоих документах.

Законопроект №2634Законопроект №4184
Здійснення нерезидентом діяльності з постачання електронних послуг фізичним особам на митній території України без реєстрації як платника ПДВ передбачає накладення штрафу у розмірі 8500 гривень.Здійснення нерезидентом діяльності з постачання електронних послуг фізичним особам на митній території України, без реєстрації як платника ПДВ передбачає накладення штрафу на таку особу нерезидента у розмірі 100 відсотків вартості наданих електронних послуг.
… особа-нерезидент, яка постачає фізичним особам електронні послуги, місце постачання яких розташовано на митній території України, або яка є посередником в операціях з постачання таких послуг.особа-нерезидент, яка не має постійного представництва та яка постачає фізичним особам електронні послуги, місце постачання яких розташовано на митній території України.особа-нерезидент, яка не має постійного представництва та яка постачає фізичним особам електронні послуги, місце постачання яких розташовано на митній території України.
Заява подається до центрального органу виконавчої влади, що реалізує державну податкову політику до 31 січня включно відповідного календарного року, наступного за роком, у якому сума здійснених операцій з постачання фізичним особам електронних послуг в Україні таким нерезидентом сукупно перевищує встановлений еквівалент у 1 млн гривень.Заява подається до центрального органу виконавчої влади, що реалізує державну податкову політику до 31 березня включно відповідного календарного року, наступного за роком, у якому сума здійснених операцій з постачання фізичним особам електронних послуг в Україні таким нерезидентом сукупно перевищує встановлений еквівалент у 1 млн гривень.

Теперь мы будем отслеживать судьбу обоих документов, тем более, что по заявлению Interfax, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможеной политики Даниил Гетманцев, заявил о желании рассмотреть законопроект №4184 до конца текущего года.

Мировой опыт

Аналогичный закон с 2017 года действует в Российской Федерации и под его действие попали такие компании как Apple, Netflix, Microsoft, Google Bloomberg, Alibaba, Booking.com и другие, всего свыше 1500 компаний.

Аналогичные налоговые правила были введены и в Беларуси в начале 2018 года, а также уже действуют в Австралии, Казахстане и некоторых странах Европы.

Команда 4B будет следить за ситуацией, сложившейся вокруг законопроектов №2634 и №4184, а также будет информировать Вас обо всех важных нововведениях, включая судьбу нашумевшего Закона о КИК (№1210).

полезные материалы в нашем блоге

Wish – новая e-commerce площадка. Для кого потенциально интересная и как с ней работать?

Wish – новая платформа, продающая 1,7 миллиона товаров в день. Разнообразные функции рекламы, постоянная поддержка продавцов и реальная возможность продавать на весь мир – все это ждет продавцов Wish уже сейчас.

читать далее
Предварительный поиск по ТМ: Не лишняя ли трата денег?

Зачем, в принципе, производить такой предварительный поиск по ТМ? Во-первых, важно отметить, что владельцы торговых марок обладают полной монополией на уже зарегистрированную ТМ. А значит, похожие марки могут получить отказ в регистрации.

читать далее
Альтернативные способы защиты нарушенных прав на торговые марки в сети Интернет: UDRP, UA-DRP и другие.

Разбираем Единую политику рассмотрения споров по доменным именам (UDRP) и другие альтернативные процедуры разрешения доменных споров. А также примеры недобросовестного использования чужого зарегистрированного обозначения в качестве домена.

читать далее