+38 (044) 374-50-80 [email protected]

Авторские права на шрифты в США

Дмитрий Табан-Тарлов
Юрист в сфере охраны
интеллектуальной
собственности
Дата публикации:

05

ноября, 2019

Если Вы дизайнер или предприниматель, пользующийся услугами дизайнеров, или покупающий оригинальные шрифты в коммерческих целях – обратите внимание на этот материал.
Сегодня мы разберем такое понятие, как авторские права на шрифты в США, разницу между понятиями “fonts” и “typefaces”, а также остановимся на нормах законодательства для защиты от претензий создателей шрифтов.

В первую очередь раскроем понятие авторского права – это инструмент права, защищающий внешнюю форму объекта, который обязательно должен иметь материальную форму выражение. Фотография, рисунок, поэма, и даже шрифт — это всё объекты авторского права и имеют автоматическую защиту, конечно же, если они выражены где-либо (например, на бумаге), а не просто является идеей.

Что же до шрифтов, то почти в любой стране шрифт является творческим решением и подлежит защите. К примеру, в Украине, согласно Закону “Об авторском праве и смежных правах”, любое произведение, которое обладает оригинальностью и материально выражено имеет право на охрану.

В США отказано в охране шрифтам, но есть нюансы

Исключением является Соединенные Штаты Америки (США): законодательство этой страны не предоставляет защиту внешнему выражению букв и цифр.

Но зачем тогда покупать коммерческие шрифты, работая с дизайном на рынке США? Нюансы кроются в деталях, а именно в различии между терминами: “font” и “typeface”.

  • “Typeface” (гарнитура или семейство шрифтов) – вид шрифта, который представляют собой способ отображение набора букв или цифр. Например, “Times New Roman” или “Arial”.
  • “Font” в свою очередь – это код, который открывается с помощью программы и создает “typeface”, придавая тексту форму, например, на компьютере, сайте или на листе бумаги. Обычно, это электронный файл форматов “Opentype, freetype, Truetype”.

В своей работе учитывайте тот факт, что украинский автор шрифта не в праве запрещать использование своего шрифта в США, как форму начертания символов (typeface). Защищается только сам файл (font).

Согласно законодательству и судебной практике США, первая позиция “typeface” не может быть защищена авторским правом.

В 1978 году, при рассмотрении дела “Eltra Corp. v. Ringer”, Апелляционным судом США было принято следующее решение (которое стало прецедентом) – шрифты не имеют права на защиту по закону США об авторском праве.

Законодательство США, определяющее авторские права на шрифты

На основе дела “Eltra Corp. v. Ringer”, в “Свод федеральных нормативных актов” были приняты соответствующие поправки:

“Шрифты, надписи, каллиграфия и типографские орнаменты не подлежат регистрации. Эти элементы представляют собой простые варианты букв или слов, которые, в свою очередь, являются формами выражения.”

Также Бюро авторского права США в отдельном документе указало, что может зарегистрировать компьютерную программу, создающую или использующую определенные дизайны шрифтов, но регистрация охватывает только исходный код (font), который генерирует эти дизайны, а не сам шрифт (typeface).

Мнение Комитета Конгресса прямо гласит, что авторское право не распространяется на шрифты – “The Committee has considered, but chosen to defer, the possibility of protecting the design of typefaces.” H. R. Rep. No. 94-1476, 94th Congress, 2d Session at 55 (1976), reprinted in 1978 U.S. Cong. and Admin. News 5659, 5668.

Также в 1992 году, было указало, что программное обеспечение (font), которое создает шрифты, является пригодным для регистрации в качестве авторского права. (“Registrability of Computer Programs that Generate Typefaces”, 57 Fed. Reg. 6201 (Feb. 21, 1992), reproduced in U.S. Copyright Office announcement ML-443).

В соответствии с законодательством США, шрифты могут быть защищены в случае, если они признаются компьютерным программным обеспечением или программой. Т.е. закон об авторском праве в США защищает только программное обеспечение шрифтов, а не художественный дизайн шрифтов, текстовые изображения или логотипы.

Таким образом, авторские права распространяются на файлы формата Opentype, Freetype, Truetype, то есть, как указано в законодательстве – исходный код или файл шрифта, который используется программой.

Соответственно, авторское право никоим образом не распространяется на производные файлы в форме растрового или векторного изображения (*.ai, *.png, *.jpg, *.jpeg и прочие), которые предоставляются, например, дизайнером, использующим файлы шрифтов для создания изображений.

В заключение: покупка шрифтов и лицензирование

При покупке программного обеспечения, даже если это файл шрифта, очень важно прочитать лицензионное соглашение. Нюансы могут быть сокрыты именно там.

Например, может быть определено, какое количество картинок можно создать в коммерческих целях с использованием данного шрифта. Лицензия, вообще, может ограничивать использование программы в коммерческих целях.

Обратите внимание: стоит опасаться именно факта передачи исходного кода шрифта (файла шрифта). Ведь если Вы передадите своим заказчикам файл программы или выложите его в открытый доступ, тем самым Вы нарушите лицензионное соглашение и в первую очередь законодательство об авторском праве.

В то же время, заказчикам не стоит опасаться нарушения лицензий, ведь они покупают уже результирующий материал – картинку, изображенную с помощью оригинального шрифта. Это изображение Вы можете использовать для публикации постов или пускать в тираж печать на футболках.

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш надежный партнер по регистрации и сопровождению бизнеса за рубежом, подготовке финансовых отчетов и аудита, регистрации торговых марок

О КОМПАНИИ

Участник международной сети поставщиков услуг:

КОНТАКТЫ

Офис в Украине:
Киев, ул. Парково-Сырецкая, 4В
Тел.: +380 (44) 374-50-80
Email: [email protected]

Офис в США:
26 Diplomat Parkway Unit CU2-15 Hallandale, FL 33009
Тел.: +1 609 775 99 04
Email: [email protected]

Подпишитесь на e-mail рассылку наших дайджестов

Подпишитесь на e-mail рассылку наших дайджестов

Периодичность рассылки – раз в 2 недели. Мы отправляем информацию о новых услугах, мероприятиях, в которых принимаем участие и анонсы новых материалов в нашем блоге. 

Спасибо! Вы успешно подписаны на нашу email-рассылку.