+38 (044) 374-50-80 info@4b.ua

КИК: Наказание или необходимость?

Олег Пуценко
Юрист корпоративного
отдела компании 4B
Дата публикации:

21

августа, 2020

Тенденции современного мира вынуждают принимать взвешенные и решительные меры в решении разнообразных вопросов. Юриспруденция тоже не стоит на месте и не собирается отставать от реалий. Вопрос внедрения правил КИК – это вопрос, на который сейчас мировое сообщество отвечает не «Да» или «Нет». Это вопрос, на который всё чаще отвечают «Когда?».

Сама по себе имплементация законодательства о Контролируемых Иностранных Компаниях (они же КИК), является лишь частью огромного и амбициозного плана BEPS. С 1 января 2017 Украина присоединилась к Программе расширенного сотрудничества в рамках Организации экономического сотрудничества и развития и обязалась имплементировать минимальный стандарт Плана действий для борьбы с размыванием базы и выводом прибыли из-под налогообложения (англ. Base Erosion and Profit Shifting, далее – BEPS).

Почему мы всё чаще говорим о КИК?

Верховная Рада 16 января приняла во втором чтении проект Законопроекта №1210 по совершенствованию администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве Украины. Позже он стал Законом 466-IX, о новшествах которого мы с вами и будем ознакамливаться в этой статье. Этот Закон вводит новые правила игры для украинцев, которые имеют отношение к международному бизнесу и привносит довольно много изменений в законодательство, которые так или иначе влияют на ведение зарубежного бизнеса.

Следует отметить, что главная идея любого государства, которое пытается имплементировать подобные законы – это борьба с оффшорами и оттоком капитала в низконалоговые юрисдикции. С этой целью вводятся правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, новая отчетность по трансфертному ценообразованию, ужесточаются требования к постоянным представительствам и т.д.

план BEPS был принят странами G20 – КИК: Наказание или необходимость

Главная идея любого государства, которое имплементирует план BEPS – это борьба с оффшорами и оттоком капитала в низконалоговые юрисдикции. Частью подобного законодательства для Украины стал Закон 466-ЇХ (Закон о КИК).

Невыполнение минимального стандарта правил BEPS могло стать причиной включения Украины в список юрисдикций, которые не сотрудничают по вопросам налогообложения, состоящий Советом ЕС (то есть в «черный список» оффшоров).

Внедрение BEPS является одним из критериев при формировании этого перечня. Последний раз большинство стран попали в такой список именно из-за того, что не присоединились к Конвенции MLI и не задекларировали соответствующие желания.

Экономика XXI века характерна тем, что компании могут быть активно вовлечены в экономическую жизнь огромного количества юрисдикций без значительного физического присутствия (substance), а новые нематериальные факторы стоимости продукции или услуг становятся все более и более весомыми.

Все это приводит к тому, что роль международного бизнеса на мировой арене все больше закрепляет свои позиции, особенно учитывая тенденции всеобщей глобализации. А так как международный бизнес, как и любая другая сфера деятельности, требует четкого нормативного урегулирования, то не стоит удивляться появлению соответствующей законодательной базы.

Как Вы уже знаете, Украина не стала исключением из правил и именно поэтому сейчас мы более детально рассмотрим положения о КИК, которые уже с 1 января 2021 года могут кардинально изменить жизнь предпринимателей, связанных с международным бизнесом.

Определение КИК согласно Закону

Как уже упоминалось выше, законодательство о КИК в Украине было внедрено Законом 466-IX (он же Законопроект 1210), который почти полгода находился в статусе «Передан на подпись» у Президента Украины и вступил в силу только с 23 Мая 2020 года.

Так что же такое КИК, согласно его положениям?

Контролируемой иностранной компанией признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или территории, которое признается таким, что находится под контролем физического лица – резидента Украины или юридического лица – резидента Украины в соответствии с правилами, определенными настоящим Кодексом.

1.1. Сразу обращаем Ваше внимание на следующее: дальше, в этом же пункте, присутствуют следующие абзацы, которые имеют важнейшее значение:

«В случаях, предусмотренных этой статьей к контролируемой иностранной компании может приравниваться иностранное образование без статуса юридического лица.»

«Образование без статуса юридического лица могут включать в частности, но не исключительно, партнерства (Например, всеми любимые LP-шки в Шотландии), трасты, фонды, другие учреждения и организации, созданные на основании сделки или закона иностранного государства (территории).»

1.2. Теперь перейдем к такому понятию как «контролирующее лицо»: им является физическое лицо или юридическое лицо – резидент Украины, которые являются прямыми или опосредованными владельцами (контроллерами) КИК.

Далее Закон гласит: «В частности, иностранная компания признается КИК, если физическое лицо – резидент Украины или юридическое лицо – резидент Украины (далее – контролирующая лицо):

    а) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более чем 50 процентов, или

    б) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более чем 10 процентов, если только несколько физических лиц – резидентов Украины и / или юридических лиц – резидентов Украины владеют долями в иностранной юридическому лицу, размер которых в совокупности составляет 50 и более процентов, или

    в) отдельно или вместе с другими резидентами Украины – связанными лицами осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

Заметьте, в пункте «а» указано именно БОЛЕЕ чем 50 процентов. Это означает, что если в такой иностранной компании будет 2 человека с долями владения 50 на 50%, то такая структура НЕ БУДЕТ считаться КИК, так как Вам нужно иметь больше 50%, чтобы норма работала и определяла вашу компанию как КИК.

1.3. Дальше, на что следует обратить внимание – понятие «фактического контроля» в определении КИК.

Лицо считается таким, которое осуществляет фактический контроль над юридическим лицом, в случае, если такое лицо имеет возможность оказывать существенное или решающее влияние на решения такого юридического лица по заключению соглашений, распоряжения активами и прибылью, прекращение деятельности независимо от юридического оформления такого воздействия.

Вы будете признаны как лицом, которое осуществляет фактический контроль, если хоть одно из следующих положений применимо к Вам (перечень не является исчерпывающим!):

    а) предоставление лицом обязывающих указаний органам управления юридического лица;

    б) ведение лицом переговоров по заключению сделок юридическим лицом и согласования существенных условий таких сделок, которые в дальнейшем лишь формально утверждаются органами управления юридического лица или выполняются органами управления юридического лица без дальнейшего дополнительного утверждения;

    в) наличие у лица доверенности (Заметьте, даже не обязательно Генеральной) на осуществление существенных сделок от имени юридического лица, выданной на срок более одного года, и не предусматривает предварительного согласования таких сделок органами управления юридического лица;

    г) осуществление лицом операций по банковским счетам юридического лица или наличие возможности блокировать операции по таким счетам;

    д) указание лица в качестве учредителя (бенефициара, фактического выгодоприобретателя) юридического лица при открытии счетов таким юридическим лицом, кроме случаев, если активы такого юридического лица является частью активов траста, фонда, учреждения, другого образования без статуса юридического лица, учредителем (бенефициаром, фактическим выгодоприобретателем) которого выступает такое лицо.

1.4. В формулировке КИК присутствует понятие “резидентности”.

Налоговый Кодекс нам говорит следующее:

П.14.1.213. Резиденты – это:

    а) юридические лица и их обособленные лица, образованные и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением как на ее территории, так и за ее пределами;

    б) физическое лицо – резидент – физическое лицо, имеющее место проживания в Украине.


    • Постоянное место жительства лица находится в Украине.
    • Если в Украине у физлица есть «центр жизненных интересов» (под центром жизненных интересов имеются в виду тесные личные и экономические связи со страной).
    • Если невозможно определить юрисдикцию с местом постоянного проживания и центром жизненных интересов, тогда лицо считается резидентом Украины, если проживает минимум 183 дня в календарном году.
    • Если и после такого выяснить невозможно, то резидентство определяется гражданством.

На самом деле вопрос резидентности имеет довольно сложную специфику, которую мы бы не хотели затрагивать конкретно в этой статье по причине того, что материала будет так много, что можно издать отдельную историю.

Но все же считаем нужным обозначить то, что вопрос смены резидентства становится все более и более актуальным в разрезе КИК, но такой способ решения проблемы будет доступен далеко не каждому из-за немалого порога вхождения по требованиям к денежным средствам. Из актуальных юрисдикций можем отметить Кипр (относительно бюджетный вариант) и Сент-Китс и Невис (для более обеспеченных предпринимателей).

паспорт Сент-Китс и Невис  – КИК: Наказание или необходимость

В разрезе КИК всё более актуальным становится вопрос смены резидентства. В пору вспомнить о таких юрисдикциях как Кипр и экзотические Сент-Китс и Невис

Что нужно знать если вы определили, что у вас существует КИК?

Если Вы для себя определили, что у Вас существует КИК, то следует знать, что в связи с этим возникают три основные обязанности:

  1. Сообщить о наличии такого КИК в Налоговые органы. (В данный момент сама форма подачи такого уведомления разрабатывается. Согласно Закону 466-IX сделать это нужно будет в течение 60 дней с 1 января 2021 года.)
  2. Подготовить финансовую отчетность и подать ее в Украине. (Первый отчетный период еще не определен, если не примут дополнительное положение, то это 2021 год. Подавать отчетность в 2022. Также существует положение, где указано о аудированной отчености. По закону – от Вас ее изначально не требуется, но в любой момент Налоговая может запросить у Вас предоставление такой аудированной налоговой отчетности, согласно международным стандартам. В таком случае все же предпочтительно будет заблаговременно ее готовить и иметь под рукой на всякий случай.)
  3. Оплатить налоги в Украине (в контексте КИК), если это необходимо.

Почему “если это необходимо”? Дело в том, что есть положения, которые освобождают налогоплательщиков от уплаты налогов:

  1. Между Украиной и иностранной юрисдикцией действует договор об избежании двойного налогообложения. (Действуют между Украиной и: Эстонией, США, UK, Грузией, Чехией, Кипром.)
  2. и
  3. КИК фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке, которая не меньше базовой ставки налога на прибыль предприятий в Украине (18%), или меньше такой ставки не более чем на 5%
  4. или
  5. Доля пассивных доходов КИК не более 50% общей суммы доходов КИК из всех источников.

О чем это говорит нам? О том, что активная деятельность не подлежит налогообложению! И это прекрасно, так как у вас, с большой долей вероятности, именно активная иностранная компания.

Также существует очень приятный пункт: «Скорректированная прибыль КИК не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход контролирующего лица в случае, если общий совокупный доход всех КИК одного контролирующего лица из всех источников по данным финансовой отчетности не превышает эквивалент 2 000 000 € на конец отчетного периода.» То есть, если у вас менее 2 млн. евро дохода со всех КИК за отчетный период, то Вам тоже не нужно платить налог!»

Давайте рассмотрим на примерах, где можно увидеть наглядные практические ситуации.

Кто попадает под действие КИК?

Давайте разберемся в вопросе: кто попадает под действие КИК? Для лучшего понимания и наглядности приведем несколько примеров.

Пример 1.

Компании в США – (торговля на Amazon). В Украине налог не уплачивается. Причины: Соглашение с США + активная деятельность. Но подать уведомление о КИК и подать фин. отчетность необходимо.

Пример 2.

Компания в Эстонии – (торговля на Amazon). В Украине налог не уплачивается. Причины: Соглашение с Эстонией + активная деятельность. Но подать уведомление о КИК и подать фин. отчетность необходимо.

Пример 3.

Компания на Кипре – (IT деятельность). 80% дохода от роялти, доход за год КИК 1 000 000 евро. Доход всех КИК контролируемого лица меньше 2 000 000 евро, налог в Украине не уплачивается, хоть и деятельность пассивная.

Пример 4.

Компания в Англии (IT деятельность). 65% дохода от роялти, доход КИК за год 2 500 000 евро. Доход превышает граничную сумму в 2 млн. евро, но есть соглашение с UK + условие про разницу не больше 5%. В UK налог 19%, это больше чем в Украине, следовательно, налог не уплачивается.

Что делать, если вы попали под действие КИК?

Вам нужно попытаться проанализировать свои структуры и попытаться максимально их оптимизировать. Оптимизация бывает разной, но чаще всего имеется в виду то, что некоторые компании все же можно ликвидировать, если это позволяет Ваша ситуация с минимальным ущербом для себя.

Убежать от КИК не получится, уже весь мир работает в другом направлении. Происходит максимальная деоффшоризация, хоть и некоторые оффшорные юрисдкции еще пытаюстя удерживать свои позиции. Но с каждым годом BEPS и внедрение автоматического обмена налоговой информацией делают свое дело и все больше стран выбирают «белый» способ ведения бизнеса. Это лишь вопрос времени, когда оффшоры полностью уйдут в прошлое, а их место займут самые выгодные низконалоговые серые и белые юрисдикции.

Что же конкретно делать Вам сейчас со своими КИК?

Как и говорилось выше – проанализировать, затронут ли нововведения Вас и Ваш бизнес.

Если да – проанализировать и оптимизировать, а затем делать 3 главных шага, о которых говорилось ранее: сообщать, подготавливать отчетность, платить/не платить налог).

Если вы попали под действие КИК – проведите анализ, нужна ли вам компания за рубежом или лучше закрыть её прямо сейчас с минимальным ущербом для себя.

Ответственность за нарушение закона

Основная и самая неприятная ответственность за нарушение соблюдения положений о КИК – это штрафы. Благо, что законодатель все же хоть немного прислушался к мнению бизнеса и уменьшил изначально запланированные размеры. В первоначальных вариантах Закона фигурировали просто колоссальные по размерам числа – сейчас же суммы двух главных штрафов выглядят следующим образом:

    1. Несообщение о наличии КИК: 300 прожиточных минимумов

    2027*300 = 608 100 грн / (около 23 000 $)

    2. Непредставление контролирующим лицом отчета о КИК: 100 прожиточных минимумов

    2027*100 = 202 700 грн / (около 7500 $)

Даже сейчас эти цифры не оставят равнодушными никого. Обязательно стоит учесть, что данные штрафы могут накладываться и на физических лиц. Далеко не каждый малый предприниматель-украинец способен сразу оплатить столь большие суммы.

наказание за нарушение закона о КИК – КИК: Наказание или необходимость

За нарушение закона по КИК предусмотрены очень внушительные размеры штрафов, которые могут накладываться на физические лица. Не пытайтесь игнорировать законодательство, это может обойтись очень дорого.

Сравнение украинской версии закона с Россией и Казахстаном

В контексте сравнения законодательства о КИК с нашими соседями, можем навести следующие интересные особенности и примеры:

КИК в России

С 2015 г. Введена обязанность отчитываться о прибыли КИК и оплачивать с них налоги стало одной из ключевых мер современной деофшоризации в РФ.

Интересно то, что штраф в РФ за несообщение о наличии КИК гораздо ниже: 100 000 рублей (За каждый КИК), что составляет примерно 1300 $.

Также интересным есть то, что для освобождения от уплаты налога с КИК в РФ доля «пассивных» доходов – дивиденды, проценты, роялти – должна быть не более 20%. В Украине этот показатель должен составлять не более 50%.

КИК в Казахстане

С 1 января 2018 года в Казахстане были введены новые правила касательно налогообложения прибыли, которая была получена налогоплательщиками Казахстана в низконалоговых юрисдикциях. Их введение было осуществлено в рамках внедрения в Казахстане отдельных инициатив, разработанных ОЭСР в рамках проекта BEPS.

Особенностями КИК в Казахстане является следующее:

  1. Это невероятно, но в Казахстане почему-то активная деятельность компании НЕ является причиной для освобождения от налогообложения. (Как в Украине и РФ, например). По этому поводу до сих пор ведутся очень ярые дискуссии в бизнес-кругах и все надеяться на то, что этот вопрос будет рано или поздно решен.
  2. В Казахстане нужно обязательно подавать аудированную финансовую отчетность по КИК.

Как видите, законодательство по КИК в каждой стране имеет свои особенности. Мы уверенны, что украинское законодательство еще будет претерпевать изменения, которые мы планируем отслеживать и дополнять данный материал.

Изменения и перспективы Закона о КИК (раздел будет дополняться)

Мы планируем пополнять этот раздел новыми подзаконными актами, положением и т.п., потому добавьте статью в закладки, чтобы вам легче было отслеживать правки.

В данный момент опорным Законом для нас является 466-IX, который и является фундаментом внедрения положений о КИК в Украине. Но так как подписание данного законодательного акта было растянуто на очень большой срок, то бизнес-сообщество сильно негодует по тем срокам, который описаны в первоначальном варианте 466-IX.

Поэтому 5 августа 2020 года был принят и подписан Законопроект № 2524, предусматривающий отсрочку для положений по КИК.

Однако, именно положения, касающиеся переноса сроков вступления в силу законодательства о КИК, не получили достаточной поддержки при голосовании и были отклонены.

В последствии, как альтернатива и очередная попытка отсрочить внедрение КИК, был создан новый Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве), который получил номер 3750. На данный момент он находится в статусе «Обрабатывается в комитете». Он все так же имеет целью отсрочить положения о КИК еще на год, то есть на 1 января 2022 года.

Команда 4B всегда сообщает актуальную информацию на нашей страничке Facebook, поэтому любой анонс по результатам принятия это законопроекта Вы сможете найти по ссылке >>

FAQ по КИК (популярные вопросы и ответы на них)

Вопрос: Как понять, что у меня есть «КИК»?

Ответ: Нужно проверить себя по 3 самым главным пунктам:

  1. Я резидент Украины?
  2. У меня есть иностранная компания? (не обязательно офшор)
  3. Контролирую ли я эту иностранную компанию?

Следует уточнить, что контроль не обязательно может проявляться в том, что вы являетесь директором в компании. Она может быть зарегистрирована на вашего друга или доверенного человека, и вы можете вообще никак не отображаться в структуре компании. Но. Если же вы – тот, кто принимает все важные решения и, фактически, контролирует ее деятельность, то это тоже будет утвердительным ответом на 3 вопрос.

Вы можете подумать: «Хорошо, допустим, у меня есть КИК, но как понять – действительно ли я его владелец?»

Ответ: В пп. 39 2 .1.2. прямо указано, что если компания более чем на 50% ваша, либо же вам принадлежит более чем на 10%, но в структуре есть ещё украинцы и вместе у вас набралось более 50%, то да – вы владелец.

Вопрос: Что же я теперь обязан делать, если у меня есть КИК и я в нем – контролирующее лицо?

Ответ: Закон 1210 предусматривает информирование налоговых органов Украины относительно имеющихся в контролирующих лиц иностранных компаний. Иными словами – вы обязаны направить сообщение в контролирующий орган в течение 60 дней со дня такого начала осуществления фактического контроля или его прекращения. Более того, закон регулирует представления отчетов о контролируемых иностранных компаниях и сообщений о начале или прекращении участия в контролируемых иностранных компаниях (п. 39 2 .5.).

Важно понимать, что этот закон очень сильно ужесточает формат отчетности по таким компаниям, а именно:

  1. Вам обязательно нужно будет готовить финансовую отчетность, даже если в стране, где находится ваша иностранная компания этого делать не нужно.
  2. Более того, нужно будет найти надежных бухгалтеров или может даже аудиторов (по требованию контролирующего органа), так как такая отчетность должна быть подготовлена в соответствии со всеми международными стандартами бухгалтерского учета.

Вопрос: Какие же мои следующие действия, если Закон прямо затрагивает меня, как владельца КИК?

Однозначного ответа нет. Государство предоставит достаточно времени, чтобы каждый решить для себя – нужна ему такая компания или нет.

Если же компания нужна, но вы не желаете платить налоги в Украине и думаете, что никто об этом не узнает, то вы глубоко заблуждаетесь. И даже, если сейчас или через год такой план «игнора» сработает, то уже в обозримом будущем эта схема будет перекрыта. Разумеется, на смену ей найдутся другие, но факт состоит в том, что больше не получится скрывать у себя наличие таких компаний. Более того, когда все откроется – вам придется взять во внимание и доначисления налоговых обязательств, кроме штрафов.

Не стоит забывать, что в данный момент идет очень активная работа над внедрением системы автоматического обмена информацией. Банки станут моментально отправлять всю информацию о владельцах счетов в налоговые структуры и делать они это станут не из-за каких-то своих личных побуждений, а потому что их заставят законодательно.

Также в ближайшем будущем должен заработать международный обмен информацией по стандарту CRS (Common Reporting Standard) – это означает, что страны будут обмениваться разнообразной информацией финансового характера о банковских счетах, которые принадлежат их налоговым резидентам.

Подведем итоги

По мнению большого количества экспертов, многие положения Закона 466-IX создают дополнительные опции для манипуляций контролирующим органам и оказывают значительное влияние на мелкий и средний бизнес.

Некоторые же утверждают, что 466-IX нацелен на внедрение глобального плана BEPS, а все вышеперечисленное – лишь побочные эффекты такого внедрения.

Самое главное: вы должны принять решение – готовы ли вы пойти по «серому» пути оффшоров и взять ответственность, если что-то пойдет не так, как вы планировали либо же вы пополните ряды добровольцев, которые любезно согласятся поделиться 18 % (либо 19,5%) своей прибыли с государством.

Конечно, заплатить придется только за ту часть, которую вы контролируете, а не за всю прибыль КИК, но все же. Учитывайте, что можно вычесть ту сумму налога, которая была уплачена по месту регистрации КИК, аналогично – в пропорции от своей доли владения.

Новые правила начнут работать с 1 января 2021 года (если ничего не изменится), поэтому у вас есть достаточно времени на принятие важного решения.

Помните, что команда 4B всегда готова протянуть руку помощи предпринимателям, поэтому пишите и звоните нам – мы рады каждому.

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш надежный партнер по регистрации и сопровождению бизнеса за рубежом, подготовке финансовых отчетов и аудита, регистрации торговых марок

РАЗДЕЛЫ САЙТА

О КОМПАНИИ

Участник международной сети провайдеров услуг:

КОНТАКТЫ

Офис в Украине:
Киев, ул. Парково-Сырецкая, 4В
Тел.: +380 (44) 374-50-80
Email: info@4b.ua

Офис в США:
26 Diplomat Parkway Unit CU2-15 Hallandale, FL 33009
Тел.: +1 609 775 99 04
Email: usa@4b.ua

Подпишитесь на e-mail рассылку наших дайджестов

Подпишитесь на e-mail рассылку наших дайджестов

Периодичность рассылки – раз в 2 недели. Мы отправляем информацию о новых услугах, мероприятиях, в которых принимаем участие и анонсы новых материалов в нашем блоге. 

Спасибо! Вы успешно подписаны на нашу email-рассылку.