Многие предприниматели онлайн-бизнеса знают о том, чтобы защитить свой бренд, как и в онлайн, так и в офлайн сферах, необходимо зарегистрировать торговую марку в той стране, в которой вы собираетесь распространять свою продукцию для продажи.

И вот вы зарегистрировали товарный знак в США, а также сотрудничаете долгое время с поставщиками с Китая, которые изготовляют ваш товар и хотите, чтобы они прежде чем отправлять Вам товары, уже наносили Вашу торговую марку на упаковку товара или на сам товар.

Но не многие задумываются об особенностях экспорта товаров с Китая и как это связано с защитой интеллектуальной собственности владельцев торговых марок, а также какие неприятные ситуации могут возникнуть в Китае с владельцами иностранных торговых марок.

Законодательство Китая предоставляет защиту владельцам торговых марок только когда они зарегистрированы и получены сертификаты. То есть в отличие от США, в Китае действует принцип ‘first-to-file’, что влечет за собой несколько последствий.

Первые ситуации возникают, когда жители Китая регистрируют уже известные бренды за границей под свои торговые марки. И после этого ситуация может развиваться в двух направлениях – или владельцы известного бренда платят «патентным троллям», чтобы они передали им имущественные права на интеллектуальную собственность или пользуясь известностью бренда начинают продавать сами.

Известным кейсом является судебное дело Майкла Джордана, который 5 лет судился с компанией, которая использовала его имя для регистрации торговой марки и реализации продукции.

Дело дошло до Высшей судебной инстанции – Верховного народного суд и только после –  сертификат отозвали.

Также эти же «патентные тролли» после получения регистрации товарного знака имеют право подать в суд на владельца товарного знака в США, который осуществляет экспорт товаров с Китая. Это может произойти даже когда предприниматель не осуществляет продажи в Китае с данным товарным знаком. Последнее время, участились действия со стороны контрагентов–поставщиков в виде недобросовестной регистрации торговых марок своих покупателей.

Защита прав интеллектуальной собственности в Китае при экспорте осуществляется в соответствии с нормами Закона «О таможенной защите прав интеллектуальной собственности». Владелец интеллектуальной собственности в Китае, может обратиться в таможенные органы КНР с заявлением о задержании экспорта продукции, которая может являться контрафактной и нарушать его имущественные права.

Кроме того, таможенные органы самостоятельно проверяют товары при экспорте. Для этого, в КНР существует порядок регистрации указываемых прав на торговые марки на таможне с целью предотвращения экспорта контрафактной продукции. При проверке реестра, если сотрудник таможенной службы не обнаружит у экспортера необходимых документов и прав на вывоз продукции под этой торговой маркой, он должен задержать этот товар и уведомить владельца торговой марки.

В связи с этим, рекомендуется вести «аккуратную» политику производства товаров в США, тщательно выбирать поставщиков, а также делать прежде делать поиски торговых марок в Китае, а также если есть возможность регистрировать согласно Мадридскому протоколу торговую марку в Китае.

Также, хотим обратить внимание, что регистрация латинскими буквами не обеспечивает автоматическую защиту товарных знаков от использования или регистрации конкурирующего знака, написанного на китайском языке, рекомендуется также зарегистрировать товарные знаки на китайских иероглифах.