Федеральный реестр торговых марок USPTO (Бюро по патентам и торговым маркам США)
состоит из двух, независимых друг от друга, реестров: главного реестра – Principal register
(PR) и дополнительного – Supplemental register (SR).
Любая заявка на регистрацию ТМ сразу попадает в PR, так как это первоначально основной
реестр. По некоторым обстоятельствам, описанным далее, ее можно «переместить» в SR.
PR предназначен для регистрации торговых знаков, которые соответствуют основным
требованиям: являются оригинальными, вымышленными либо обычные слова, которые
приобрели «второе значение» относительно товаров или услуг ввиду своего
продолжительного использования (например, Apple – для компьютеров, смартфонов, часов).
То есть такие марки никоим образом не должны описывать товар/его
функцию/признак/назначение. Соответственно, только торговые марки, обладающие
высокой различительной способностью, могут получить регистрацию в данном реестре.
SR рассчитан на торговые знаки, которые являются описательными в отношении товаров
или услуг, в частности могут указывать на качество, вид, свойства, назначение товаров либо
услуг. Получив предварительный отказ в регистрации описательной ТМ, можно выбрать
опцию регистрации этой ТМ в SR. То есть регистрацию для таких «слабых» марок все равно
можно получить, и, возможно, это даже не особо повлияет на использование и защиту такой
марки. Но тут как посмотреть.
Также стоит учитывать, что видовые торговые знаки, потерявшие различительную силу из-
за использования в качестве родового термина (аспирин, целлофан), не могут быть
зарегистрированы ни в одном из реестров.
Степень защиты, получаемая торговой маркой при регистрации в PR либо SR, немного
отличается.
PR предоставляет заявителю презумпцию действительности торгового знака, очевидное, не
требующее доказательства, право на торговый знак, и подтверждение права на его
исключительное использование. То есть показав сертификат о регистрации или назвав
номер регистрации, можно безоговорочно доказать, что торговая марка принадлежит Вам.
Помимо этого, по истечении 5 лет, с момента получения регистрации, правообладатель
может получить неоспоримый статус (incontestable status) для своей торговой марки. Этот
статус устанавливает ряд ограничений для третьих лиц, которые хотели бы оспорить Вашу
регистрацию и отменить ее.
Также, получив регистрацию в PR, у Вас есть возможность внести свой торговый знак в
таможенный реестр США.
В свою очередь, SR рассматривается как альтернатива PR, в случае вынесения отказа в
регистрации торгового знака на почве его описательности. Это несёт в себе определённые
ограничения, а именно:
1. отсутствует презумпция права собственности на торговый знак, что значительно
осложняет процесс доказывания при обращении в федеральный суд за защитой.
Другими словами, показав в суде свое свидетельство о регистрации, вовсе не

получится доказать, что торговая марка Ваша, и придется изловчиться и доказывать
это другими способами;
2. нет возможности внести торговый знак в таможенный реестр США;
3. невозможно получить неоспоримый статус.
Несмотря на такие ограничения, правообладатель торгового знака, зарегистрированного в
SR, получает такие права:
1. использование символа ®;
2. использовать базовую регистрацию в США для получения регистрации в других
странах, согласно Парижской конвенции для использования права приоритета;
3. защищен от регистрации третьей стороной тождественной либо схожей до степени
смешения торгового знака.
Кроме этого, для маркетинговых целей использование описательной марки в большинстве
случаев более желательно, чем вымышленной. Однако, если Вы ведёте бизнес на
Amazon.com, необходимо знать, что только торговые марки, зарегистрированные в PR,
однозначно могут получить Brand Registry. С SR пока не совсем понятно, но мы надеемся, что
Амазон сможет пойти на встречу таким владельцам ТМ (не сейчас, так позже).
Также стоит учитывать, что получить регистрацию в SR могут только те торговые марки,
которые уже используются в торговле на территории США либо же регистрируются на
основании базовой регистрации, полученной в другой стране. Торговые знаки, которые
только предполагается использовать и нет доказательств продажи товаров под этой ТМ, не
могут быть зарегистрированы в SR.

Подготовила материал
Руководитель отдела интеллектуальной собственности
Полина Шатова